Освящение мела, ладана и воды на Богоявление
(6 января)

Перед заключительным благословением Мессы священник призывает к молитве:

С.: Прежде чем мы разойдёмся по своим домам, будут освящены мел, ладан и вода. Мелом делают надписи на дверях, водой окропляют стены дома, а ладаном окаждают помещения в знак того, что мы принимаем в наше жилище воплотившегося Сына Божия. Так помолимся, чтобы Господь в этом новом году и всегда пребывал среди нас и чтобы все, ищущие Его, подобно волхвам с Востока, нашли Его в нашей семье.

Освящение мела

После краткой молитвы в тишине священник со сложенными руками произносит:

С.: Боже, Свет незакатный и вечный, Ты сопроводил волхвов к Сыну Твоему, явил им Его как Царя царствующих, и они, уверовав, поклонились и поднесли Ему дары. Благоволи благословить этот мел для обозначения дверей наших жилищ, в которых мы становились всё более совершенным светом для мира и знаком Твоего присутствия для всех ищущих Тебя.

Освящение ладана

С.: Боже, благослови этот ладан, чтобы его благовонный дым возносился пред Лице Твое вместе с нашими молитвами. Пусть наши дома, наполненные благовонием фимиама, будут местом процветания веры и любви и прославления Твоего Имени. Озари души наши светом Духа Святого и соделай всех нас подобными Христу, Сыну Твоему, живущему и царствующему с Тобою во веки веков.

Освящение воды и соли
см. “Чин освящения воды” в Римском Миссале.

Затем священник, проходя по церкви, окропляет освященной водой мел и ладан, а также всех верных. Потом, вложив освящённый ладан в кадило, он совершает каждение алтаря, церкви и всех верных. В это время поётся рождественская песнь.

По обычаю, в домах христианских семей помечают двери освященным мелом. Один из членов семьи, стоя на пороге открытых дверей, произносит:

С.: Христос посреди нас.
В.: И есть и будет.

Или:

С.: Слово стало плотью.
В.: И обитало с нами.

Затем сверху, на косяке дверей, пишут:

ХС

20

01

Существует также латинская форма записи:

С + М + B + (год)

Это означает:

Christus Multorum Benedicat
(Христос всех благословляет)

Или:

Christus Mansioni Benedicat
(Христос благословляет жилище).

Существует также трактовка происхождения символики этих букв от имен евангельских волхвов. Упоминания от этих именах впервые появились в апокрифах IХ в.

Русская форма надписи:

К + М + Б + (год)

(от имен: Каспар, Мельхиор, Бальтазар).

 

Освящение мела, ладана и воды на Богоявление

Для католиков латинского обряда. На русском языке. По кн.: Малый Требник. М., 2000.