ПРИЧАЩЕНИЕ ВЕРНЫХ ВНЕ СВЯТОЙ МЕССЫ

Вступление

  1. Следует приучить верных причащаться во время евхаристической жертвы. Однако священники не должны отказывать верным, которые просят причастить их вне Святой Мессы (см. инструкцию Euch. Myst. П. 33). Следует сделать так, чтобы тот, кто по причине каких-либо препятствий не может часто присутствовать на Евхаристии вместе с сообществом верных, мог охотно причащаться и чувствовать, что эта жертва Господа соединяет его не только со Христом, но и с общиной, ощущая поддерживающую любовь братьеВ.: Пастыри должны позаботиться о том, чтобы пожилые и больные люди могли причащаться часто, даже, если это возможно, ежедневно, особенно в Пасхальное время, пусть даже болезнь их не считается тяжелой и нет угрозы смерти.
  2. Вне Святой Мессы можно причащать верных в любой день и в любое время, однако следует определить удобные для верных часы, когда они могут принимать Причастие. Необходимо также провести святой обряд с наибольшей торжественностью, чтобы это принесло большую пользу верным.
  3. Для причащения верных в церкви или часовне на застекленном скатертью алтаре помещается корпорал и зажигаются две свечи в знак почитания и торжественной вечери. Используется также патена для Причастия.
  4. Частицы евхаристического Хлеба, оставшиеся после Причастия, следует почтительно собрать в кубок или в сосуд с водой.
  5. Соединение со Христом, являющееся целью святого таинства, должно освящать христианскую жизнь так, чтобы верные, неустанно размышляя о полученном даре в свете учения веры, ведомые Святым Духом, ежедневно благодарили Господа и приносили плоды все более совершенной любви.

Начальные обряды

На алтаре зажигается две свечи, священник в ризнице надевает альбу и столу и направляется к дарохранительнице.

С.: Во имя Отца, и Сына, + и Святого Духа.
В.: Аминь.
С.: Господь с вами.
В.: И со духом твоим.
С.: Братья и сестры, осознаем наши грехи, чтобы с чистым сердцем принять Святое Причастие.

Некоторое время все сохраняют молчание.

В.: Исповедую перед Богом всемогущим и перед вами, братья и сестры, что я согрешил мыслью, словом, делом и неисполнением долга. Моя вина, моя вина, моя великая вина. Поэтому прошу Блаженную Приснодеву Марию и вас, братья и сестры, молиться обо мне Господу Богу нашему.
С.: Да помилует нас всемогущий Бог и, простив нам грехи наши, приведет нас к жизни вечной.
В.: Аминь.
С.: Господи, помилуй.
В.: Господи, помилуй.
С.: Христе, помилуй.
В.: Христе, помилуй.
С.: Господи, помилуй.
В.: Господи, помилуй.

Литургия Слова

Читается короткий текст из Священного Писания, где говорится о хлебе жизни. Это делает предстоятель или кто-либо из присутствующих.

Послушаем слова Христа.

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. (Ин 6, 54-55)

Или:

Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. (Ин 14,6)

В.: Аминь.

Во время причащения верных можно, в зависимости от условий, петь соответствующее песнопение.

После Причастия предстоятель собирает в чашу частицы Гостии, которые могли остаться на патене, и, если необходимо, омывает пальцы. Если остались освященные частицы, предстоятель прячет Святые Дары в дарохранительнице, преклоняет колено и закрывает дарохранительницу.

После Причастия можно какое-то время хранить благоговейное молчание или спеть псалом либо славящее Господа песнопение, в зависимости от обстоятельстВ.:

Затем предстоятель произносит заключительную молитву.

С.: Укрепленные Святыми Дарами, благодарим Тебя, всеблагой Отче, и молим, чтобы сила Святого Духа, которую мы получили в Евхаристии, жила в нас и изменила нашу жизнь. Через Христа, Господа нашего.

Заключительные обряды

Затем предстоятель (либо священник либо диакон) поворачивается к верным и, простирая руки, произносит:

С.: Господь с вами.
В.: И со духом твоим.

Предстоятель благословляет верных, говоря:

С.: Да благословит вас всемогущий Бог, Отец, и Сын, и Дух Святой.
В.: Аминь.

В заключение предстоятель говорит:

С.: Идите с миром.
В.: Благодарение Богу.

Предстоятель преклоняется перед Святыми Дарами и уходит.

Причащение верных вне Св. Мессы

Для католиков латинского обряда. По кн.: Малый Требник. М., 2000.