Богослужение в честь свв. Кирилла и Мефодия,
просветителей славян и покровителей Европы
(14 февраля)

  1. В ходе праздничной Святой Мессы, во время Литургии Слова, устраивается торжественная процессия с книгой Святого Евангелия. Священник в сопровождении министрантов, которые несут свечи и кадило, проходит с книгой Евангелия посередине храма и идет к алтарю. В это время хор поёт “аллилуйя” и стихи соответствующего Псалма (Пс 119(118) 105-106;108-109; 111-112; 129-130): “Слово Твое светильник ноге моей и свет стезе моей...”
    Священник кладет Евангелие на амвон, окаждает его и поет текст Евангелия.
  2. После пения Евангелия священник поднимает Книгу и благословляет ею верующих, громко произнося: “Свет Христов просвещает всех”.
  3. Все верующие подходят и целуют книгу Евангелия, которую держит священник. Поется соответствующая песнь.
  4. Потом следует проповедь, посвященная Апостолам славян, которые принесли свет Слова Божия народам Европы.
    Можно использовать также текст энциклики Папы Иоанна Павла II “Апостолы славян”.
  5. Чтение из энциклики Папы Римского Папы Иоанна Павла II “Апостолы славян” (8. 9.11):
  6. С.: Воспитанные в византийской культуре, Кирилл и Мефодий сумели стать апостолами славян в прямом значении этого слова.

    Истина и сила их миссионерского призвания родилась из глубины тайны Искупления, а их дело евангелизации славянских народов было важной частью миссии, которую Спаситель поручил осуществлять Вселенской Церкви до конца света. Это было исполнением – в конкретное время и в конкретной ситуации – слов Христа, Который силою Своего Креста и Воскресения сказал Апостолам: “...проповедуйте Евангелие всей твари” (Мк 16,15), “научите все народы” (Мф 28,19). Поступая так, проповедники Евангелия и учителя славянских народов руководствовались идеалом св. Павла: “Ибо все вы – сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже ни иудея, ни язычника; нет ни раба, ни свободного; нет ни мужеского пола, ни женского, ибо все вы одно во Иисусе Христе” (Гал 3, 26-28).

    Кроме глубокого уважения к людям и бескорыстной заботы об их истинном благе, оба святых брата имели соответствующий запас энергии, благоразумия, усердия и любви, необходимых для того, чтобы нести будущим верующим свет, показывать им благо и одновременно помогать достичь этого. С этой целью они стремились во всем уподобиться тем, кому несли Евангелие, принадлежать к ним и во всем разделять их судьбу.

    Благородное стремление отождествиться с жизнью и традициями славянских народов, очищая и освящая их истиной Откровения, делает Кирилла и Мефодия настоящим примером для всех миссионеров, в разные эпохи отвечавших на призыв святого Павла стать всем для всех, чтобы приобрести всех, а особенно для миссионеров, которые с давних времен и по сей день – от Европы до Азии, а теперь и на всех континентах – трудились и трудятся над переводом Священного Писания и литургических текстов на живые языки разных народов, чтобы на этих языках могло звучать слово Божие, выраженное в форме, свойственной данной культуре, и благодаря этому доступное для всех.

  7. После проповеди можно торжественно посвятить в чтецы тех министрантов (алтарников), которые во время Святой Мессы читают слово Божие.
  8. После Божественной Литургии у входа в церковь можно устроить продажу христианской литературы.

 

 

Богослужение в честь свв. Кирилла и Мефодия

Богослужение в честь свв. Кирилла и Мефодия. для католиков латинского обряда. По кн.: Малый требник. М., 2000.