Освящение мела, ладана и воды на Богоявление
(6 января)
Перед заключительным благословением Мессы священник призывает к молитве:
С.:
Прежде чем мы разойдёмся по своим домам, будут освящены мел, ладан и вода. Мелом делают надписи на дверях, водой окропляют стены дома, а ладаном окаждают помещения в знак того, что мы принимаем в наше жилище воплотившегося Сына Божия. Так помолимся, чтобы Господь в этом новом году и всегда пребывал среди нас и чтобы все, ищущие Его, подобно волхвам с Востока, нашли Его в нашей семье.Освящение мела
После краткой молитвы в тишине священник со сложенными руками произносит:
С.:
Боже, Свет незакатный и вечный, Ты сопроводил волхвов к Сыну Твоему, явил им Его как Царя царствующих, и они, уверовав, поклонились и поднесли Ему дары. Благоволи благословить † этот мел для обозначения дверей наших жилищ, в которых мы становились всё более совершенным светом для мира и знаком Твоего присутствия для всех ищущих Тебя.Освящение ладана
С.:
Боже, благослови † этот ладан, чтобы его благовонный дым возносился пред Лице Твое вместе с нашими молитвами. Пусть наши дома, наполненные благовонием фимиама, будут местом процветания веры и любви и прославления Твоего Имени. Озари души наши светом Духа Святого и соделай всех нас подобными Христу, Сыну Твоему, живущему и царствующему с Тобою во веки веков.Освящение воды и соли
–см. “Чин освящения воды” в Римском Миссале.
Затем священник, проходя по церкви, окропляет освященной водой мел и ладан, а также всех верных. Потом, вложив освящённый ладан в кадило, он совершает каждение алтаря, церкви и всех верных. В это время поётся рождественская песнь.
По обычаю, в домах христианских семей помечают двери освященным мелом. Один из членов семьи, стоя на пороге открытых дверей, произносит:
С.:
Христос посреди нас.В.: И есть и будет.
Или:
С.:
Слово стало плотью.В.: И обитало с нами.
Затем сверху, на косяке дверей, пишут:
IС |
ХС |
|
20 |
01 |
Существует также латинская форма записи:
С + М +
B + (год)Это означает:
Christus Multorum Benedicat
(Христос всех благословляет)
Или:
Christus Mansioni Benedicat
(Христос благословляет жилище).
Существует также трактовка происхождения символики этих букв от имен евангельских волхвов. Упоминания от этих именах впервые появились в апокрифах IХ в.
Русская форма надписи:
К + М + Б + (год)
(от имен: Каспар, Мельхиор, Бальтазар).