ЦЕРКОВНОЕ НАЧАЛЬСТВО ВСЕМИ СИЛАМИ СТАРАЕТСЯ НЕ ДОПУСТИТЬ МАССОВОГО ИСХОДА СОГРАЖДАН ИЗ ПРАВОСЛАВИЯ


ПАПСТВУ - БОЙ

Заявления представителей Русской православной церкви (РПЦ) на минувшей неделе были выдержаны в исключительно тревожной интонации: на Русь двнулись паписты. Причиной стало решение Папы Римского "повысить" статус России до уровня церковной провинции, состоящей из 4-х епархий Римско-католической церкви в Москве, Саратове, Новосибирске и Иркутске. До сих пор российские католики были объеденены в т.н. апостольские администратуры, созданные 11 лет назад. Статус епархии значительно выше и свидетельствует о том, что конфессия на данной территории пустила корни достаточно глубоко. РПЦ сочла этот шаг недружественным и даже намеревалась объявить о приостановке контактов с Ватиканом.

Неприятие Римско-католической церкви большей частью православного духовенства носит многовековой характер. Однако аргументы тех лет о том, что католичество есть злейшая ересь, на современное сознание почему-то не действуют. Церковь в России от государства отделена, и никаких гражданских законов при принятии своего решения понтифик не нарушил. Остается апеллировать к церковному праву и к обычиям взаимоотношений между конфессиями. Первый тезис, которые выдвигает РПЦ: Ватикан создает свои структуры на канонической территории русского православия. Второй аргумент - малочисленность католиков в России, что делает ненжным создание епархии. Католические иерархи определяют численность своей паствы в России в 500-600 тысяч прихожан, РПЦ утверждает, что эта цифра завышена. Третий аргумент связан с тем, что католики занимаются в России прозелитизмом, то есть переманивают в свою веру православных, к которым РПЦ относит не только верующих, посещающих храм, но и потенциальную паству (то есть все славянское население России, включая атеистов).

Вопрос о канонической территории, однако, не столь прост, как кажется на первый взгляд. Например, чьей канонической территорией является Польша? Если следовать логике руководства РПЦ, то ответ ясен - конечно, римских католиков. Ведь не только нынешний Папа - поляк, но и более 90% верующих жителей страны - католики. Однако на вроде бы канонической территории РКЦ спокойно существует Польская православная церковь с несколькими полноценными епархиями. А чьей канонической территорией является Австрия? В ней католики тоже составляют явное большинство верующих. Но, несмотря на этот общепризнанный факт, РПЦ имеет в своем составе Венскую епархию. В Европе (Франиця, Испания, Италия, Швейцария) - Корсунскую епархию. В Америке - Аргентинскую.

Почему же РПЦ так активно нарушает принцип канонической территории, а католические власти смотрят на "непорядок" сквозь палцы? Секрет в том, что этот принцип действует в отношении церквей, находящихся друг с другом в молитвенно-каноническом общении, то есть составляющих единое целое, разделенное лишь по географическому признаку. Поэтому в Польше нет епархий РПЦ (там, как было сказано выше, существует самостоятельная православная церковь). Точно так же в России нет сербских или антиохийских епархий. Римско-католическая церковь и Русская православная церковь в молитвенно-каноническом общении друг с другом не находятся, поэтому русские православные епархии и пребывают в "католических" Австрии, Франции и даже Южной Америке, хотя и окормляют там вроде бы и "незначительное" число верующих.

Остается вопрос о прозелитизме. Любая церковь заинтересована в расширении числа своих приверженцев. Но одно дело, когда ее представители бродят вокруг храма конфессии, которая в данной стране является преобладающей, и переманивают к себе спешащих на службу прихожан. И совсем другое - когда в светском обществе у человека есть право выбора между различными конфессиями. Всегда найдутся люди, которых не устраивает церковь, в которую ходили их предки. На западе к ним относятся спокойно - времена религиозной нетерпимости там давно прошли.

Какую же проблему создают для РПЦ католические епархии в России? Дело в том, что католичество в российской истории традиционно привлекало представителей элиты, которая отождествляла католицизм с западничеством. Русское католичество было прибежищем аристократов и философов, людей выского интеллектуального уровня. Борьбу за симпатии сельской старушки РПЦ у далекого Ватикана выиграет без малейших усилий. Зато сомневающийся интеллигент может быть для РПЦ безвозвратно потерян. И если переходы из католичества в православие носят все же единичный характер, то "новые русские католики" могут быть куда более многочисленными.

Отсюда и резка негативная реакция РПЦ на папское решение, и мобилизация любых аргументов для того, чтобы остановить католическую "экспансию". Отрадно, что, объявив о нежелательности визита главы католической делегации кардинала Вальтера Каспера, Синод пока все-таки воздержался от того, чтобы на эмоциональной волне порвать все отношения с Ватиканом. Так что возможности для разумного диалога до сих пор сохраняются и можно еще надеяться, что здравый смысл рано или поздно восторжествует.

Алексей Макаркин
руководитель аналитического департамента политических технологий.

(c) Еженедельный журнал"

"Папству - бой!"

Статья А. Макаркина из "Еженедельного журнала" о небольшой части взаимоотношений Русской Православной и Римско-Католической Церквей в России. (с) "Еженедельный журнал"