ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ ПАПЫ ПАВЛА VI*

Веруем в единого Бога: Отца, Сына и Святого Духа, Создателя всего видимого, как этот мир, где протекает наша преходящая жизнь, и всего невидимого, как чистые духи, которых также называют ангелами, Создателя в каждом человеке бессмертной и духовной души.

Веруем, что этот единственный Бог абсолютно един в своей бесконечно святой сущности, как и во всех Своих совершенствах: всемогуществе, бесконечном знании, промысле, воле и любви. Он есть Сущий, как Сам Он открыл Моисею; Он есть Любовь, как учит нас апостол Иоанн. Таким образом, оба эти имени - Сущий и Любовь - невыразимо выражают Божественную Реальность Того, Кто соблаговолил открыть нам Себя, Кто "обитает в неприступном свете" и Сам в Себе превыше всякого имени, всякой вещи и всякого тварного ума. Только Сам Бог может сообщить нам истинное и полное познание Себя, открываясь как Отец, Сын и Святой Дух, Бог, с которым мы, благодатию Божией, призваны разделить - здесь, в полумраке веры, и там, по ту сторону смерти, в вечном свете, - Жизнь вечную. Взаимосвязи, вечно конституирующие Три Лица, каждое из которых есть одно и то же Божественное Бытие, составляют блаженную внутреннюю жизнь трижды Святого Бога, бесконечно превышающую все, что только может постигнуть наше человеческое разумение. Тем не менее мы благодарим Божественное Благо за то, что множество верующих могут вместе с нами засвидетельствовать перед людьми Единство Бога, даже если не знают таинства Пресвятой Троицы.

Итак, мы веруем в Отца, вечно порождающего Сына; и в Сына, Слово Божие, вечно рождаемого; и в Святого Духа, несотворенную Личность, исходящего от Отца и от Сына как их вечная Любовь.

Таким образом, в Трех Божественных Лицах, coaeternae sibi et coaequales (совечных и соравных), преизобилует и свершается со свойственной нетварному Бытию всесовершенством и славой жизнь и блаженство всеединого Бога. Всегда "должно почитать Единство в Троице и Троицу в Единстве".

Мы веруем в Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия. Он есть вечное Слово, рожден от Отца прежде всех век и единосущен Отцу, (homoousios to Patri) через Него все произошло. Действием Святого Духа Он воплотился в лоне Девы Марии и вочеловечился: равный Отцу по Божеству и меньший Его по человечеству; Единый не через невозможное смешение природ, но через единство личности.

Он жил среди нас, исполненный благодати и истины. Он возвестил и положил начало Царству Божию и дал нам через Себя познать Отца. Он дал нам новую заповедь: любить друг друга так, как Он любит нас. Он указал нам путь Евангельских блаженств: нищеты духовной, кротости, терпения в скорбях, жажды справедливости, милосердия, чистоты сердца, миротворчества, блаженства претерпеть гонения за правду. Он пострадал при Понтии Пилате - Агнец Божий, взявший на Себя грехи мира; и умер за нас на Кресте, спасая нас Своей искупительной Кровью. Он был погребен и собственной Своею властью воскрес в третий день, возвысив Своим Воскресением и нас к тому, чтобы разделить с Ним Божественную жизнь, то есть жизнь в благодати. Он вознесся на небеса и вернется вновь, на этот раз в славе, чтобы судить живых и мертвых - каждого по его заслугам: ответившие на сострадательную любовь Бога пойдут в жизнь вечную, а отвергнувшие ее до конца - в неугасимый огонь.

И Царству Его не будет конца.

Веруем в Духа Святого, Господа животворящего, поклоняемого и прославляемого с Отцом и Сыном. Он говорил нам через Пророков, был послан нам Христом по Воскресении и вознесении Его к Отцу; Он просвещает, животворит, хранит и направляет Церковь, очищая ее членов, если они не противятся Его благодати. Он, проникая в интимнейшую душевную глубину, делает человека способным ответить на призыв Иисуса: "Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный" (Мф. 5,48).

Веруем, что Мария - вечно девственная Мать Воплощенного Слова, Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа, и что в силу этого особого избранничества и ввиду заслуг Ее Сына Она искуплена возвышеннейшим образом, будучи сохранена от нечистоты первородного греха и облечена благодатью более, чем вся прочая тварь.

Соединенная прямо и неразрывно с таинствами Воплощения и Искупления, Пресвятая и Пречистая Дева была по окончании земной жизни вознесена телом и душой в небесную славу и уподобилась Своему воскресшему Сыну в предвосхищении будущей судьбы всех праведных. Веруем, что Пресвятая Матерь Божия, Новая Ева, Мать Церкви и на Небесах остается матерью всех членов Тела Христова, способствуя рождению и развитию Божественной жизни в душах искупленных.

Веруем, что в Адаме все согрешили, что означает, что совершенное им изначальное преступление привело к падению общей всем людям природы, так что в нынешнем состоянии она несет на себе последствия греха и отличается от той, что была присуща сперва прародителям человечества - от природы, основанной на святости и праведности, когда человек не ведал ни болезни, ни смерти. Не эта, но падшая человеческая природа, лишенная первоначальной благодати, ущемленная в своих собственных природных возможностях и подверженная всемогущество смерти - именно она была предана всем последующим людям, и именно в этом смысле каждый человек рождается во грехе.

Итак, мы считаем вместе с Тридентским Собором, что первородный грех передается вместе с человеческой природой, "не через подражание, но через рождение", и, следовательно, присущ каждому.

Веруем, что Господь Наш Иисус Христос крестною жертвою искупил наш первородный грех и все личные грехи, совершенные каждым из нас, так что, по слову Апостола, "когда умножился грех, стала преизобиловать благодать" (Рим.5,20).

Веруем в единое крещение, установленное Господом нашим Иисусом Христом во оставление грехов. Крещение должно совершаться и над младенцами, не успевшими еще согрешить лично, с тем, чтобы они, родившись лишенными сверхъестественной благодати, теперь обрели второе рождение "водою и Духом Святым" к Божественной жизни в Иисусе Христе".

Веруем в единую, святую, католическую и апостольскую Церковь, воздвигнутую Иисусом Христом на камне, имя которому Петр. Церковь - это мистическое Тело Христово: видимое общество с иерархической структурой и, одновременно, духовное сообщество. Земная Церковь, она есть Народ Божий, странствующий в дольнем мире, и она же - Церковь, изобилующая небесными дарами. Она - начаток и первенец Царства Божия, через которое в человеческой истории продолжается деяние и искупительное страдания Христа и которое вполне осуществится в славе по окончании времен. Во времени же Господь Иисус создает Свою Церковь через Таинства, чей исток - в Его Всеполноте. Именно благодаря им члены Тела Христова причастны тайне смерти и Воскресения Христа в благодати Святого Духа, источника жизни и деятельности Церкви. Итак, Церковь свята, хотя и принимает в свое лоно грешников; свята потому, что у нее нет иной жизни, кроме жизни благодатной: живя жизнью Церкви, члены ее приобщаются к святости; уклоняясь же от участия в жизни Церкви, они впадают в грех и в расстройство, затемняющие сияние святости. Вот почему Церковь страдает и кается в грехах, от которых она властна избавить своих чад Кровью Христа и Даром Святого Духа.

Наследница Божественных обетований и дочь Авраама в Духе через Израиль, чье Писание она хранит с любовью и чьих Патриархов и Пророков чтит; утвержденная на Апостолах и передающая из века в век их вечно живое слово и пастырскую власть, воплощенную в преемнике Петра и связанных с ним верообщением епископах; постоянно содействуемая Духом Святым, Церковь исполняет свое служение: хранить, учить, объяснять и распространять Истину, прикровенно сообщенную Богом через Пророков и полностью явленную в Господе Иисусе. Мы веруем во все, что содержится в Слове Божием - писанном и передаваемом иным образом, и во что Церковь предлагает верить как в Божественное Откровение, в какой бы форме оно нам ни сообщалось: торжественного провозглашения, повседневного учительства или вселенского магистериума. Мы веруем в непогрешимость преемника Петра, когда он ex cathedra учит как Пастырь и Учитель всех верующих, поддерживаемый в этом коллегией Епископов, которые вместе с ним осуществляют верховное учительство.

Веруем, что основанная Иисусом Христом Церковь, за которую Он молился, нерушимо едина в вере, культе и иерархической структуре верообщения. В лоне этой Церкви богатство литургических обычаев, закономерное многообразие теологического и духовного наследия и местных особенностей вовсе не уничтожают ее единства, но еще более выявляют его.

Признавая таким образом существование вне организма Церкви Христовой многочисленных элементов истины и освящения, в собственном смысле присущих именно ей и обнаруживающих тенденцию к кафолическому единству, и веруя в действие Святого Духа, пробуждающего в сердца последователей Христа стремление к этому единству, мы надеемся, что христиане, пока еще не находящиеся в полном общении в рамках единой Церкви, объединятся однажды в одно стадо во главе с одним пастырем.

Веруем, что Церковь необходима для спасения, ибо Христос, единственный Посредник и Путь спасения, присутствует среди нас в своем Теле, которое есть Церковь. Но Божественное предначертание спасения охватывает всех людей. Те, кто без всякой вины со своей стороны не имели возможности узнать Евангелие Христа и Его Церковь, но искренне ищут Бога и под влиянием благодати пытаются исполнить Его волю, узнаваемую в велениях совести, также и они, числом ведомые лишь Богу, могут обрести спасение.

Веруем, что Месса, которую совершает представляющий личность Христа священник в силу власти, сообщенной ему в таинстве Священства и во имя и от имени Христа и членов Его мистического Тела, есть Голгофская Жертва, тайносовершительно присутствующая на наших алтарях. Веруем, что, как хлеб и вино, благословленные Господом на Тайной Вечере, обратились в Его Тело и в Его Кровь, отданные за нас на Кресте, так хлеб и вино, благословленные священниками, обращаются в Тело и Кровь Христа, в Славе воссевшего на Небесах. Веруем, что таинственное присутствие Господа в Святых Дарах, представляющихся нашим чувствам такими же, как и до освящения, есть присутствие истинное, реальное и существенное.

Таким образом, Христос присутствует в Таинстве Евхаристии не иначе, как претворением самой реальности хлеба в Его Тело и самой реальности вина в Его Кровь. При этом остаются неизменными лишь те качества хлеба и вина, что могут быть восприняты нашими чувствами. Это таинственное изменение Церковь очень точно называет пресуществлением. Всякое теологическое объяснение, стремящееся к уразумению этого таинства, должно, чтобы соответствовать католической вере, по необходимости принять тот факт, что в самой действительности, независимо от нашего сознания, хлеб и вино после освящения перестают существовать, так что Тело и Кровь Господа Иисуса, которым поклоняемся, с этого момента реально находятся перед нами под видом хлеба и вина. Так было угодно Господу - дать нам Себя в пищу, чтобы присоединить нас единству Своего мистического Тела.

Единое и неделимое существование Господа, прославленного на небесах, не умножается, но обнаруживает свое присутствие в Таинстве во множестве мест на земле, где совершается Месса. После Жертвоприношения это присутствие сохраняется в Святых Тайнах, которые - в дарохранительнице - являются живым сердцем каждой нашей церкви. Наш сладчайший долг - воздавать почитание и поклонение перед видимой очам святой Хостией тому Воплощенному Слову, которое видеть не можем и которое, не покидая небес, является перед нами.

Исповедуем, что начавшееся в дольнем мире в Церкви Христовой Царство Божие - не от мира сего, где все преходяще, и что его собственное возрастание не находится в зависимости от прогресса человеческой цивилизации, науки и техники, но состоит во все более глубоком познании неисчерпаемых сокровищ Христа, во все более напряженном ожидании вечного блаженства, во все более пылком ответе на Божественную Любовь, во все более широком распространении благодати и святости среди людей. Но одновременно та же Любовь побуждает Церковь неустанно заботиться о подлинном благе людей в этой преходящей жизни. Не переставая напоминать своим чадам о временности их пребывания в этом мире, она подвигает их внести свой вклад в достижение благосостояния земного града, каждого согласно его призванию и возможностям; призывает укреплять справедливость, мир и братскую любовь между людьми, оказывать помощь братьям - прежде всего самым бедным и самым несчастным. Неустанная забота Церкви, Невесты Христовой, о нуждах людей, их радостях и надеждах, страданиях и трудах, следовательно, есть не что иное, как горячее желание участвовать в их жизни, чтобы осветить их светом Христовым и соединить их всех в Нем, их единственном Спасителе. Эта забота ни в коем случае не означает, что Церковь приспосабливается к мирскому, или же в ней ослабевает порыв к Господу и вечному Царству.

Мы веруем в жизнь вечную. Веруем, что души умерших в благодати Христовой, нуждаются ли они в очищении в чистилище или сразу по оставлении тел Иисус берет их в рай, как взял благоразумного разбойника, - все они составляют народ Божий по ту сторону смерти, которая будет окончательно побеждена в день Воскресения, когда все эти души воссоединятся со своими телами.

Веруем, что сонм окружающих в раю Иисуса и Марию образует Небесную Церковь, где в вечном блаженстве праведники созерцают Бога таким, каков Он есть, и где они также вместе со своими ангелами на различных уровнях принимают участие в Божественном водительстве, совершаемом Христом в славе, являясь нашими ходатаями и своим братским заступничеством помогая нашей немощи.

Веруем в общение всех верных Христовых: странствующих на земле, совершающих очищение, блаженствующих на небесах, - всех вместе образующих единую Церковь. Веруем, что в этом общении милосердная любовь Бога и святых всегда преклонена к нашей молитве. Как сказал Иисус: "Просите и получите" (Ин.16,24). Итак, с верой и надеждой ожидаем воскресения мертвых и жизни будущего века.

Благословен трижды Святой Бог. Аминь.

Ватиканский дворец, 30 июня 1968 года.

ПАВЕЛ VI

перевод. Г. Вдовиной.
по книге: Пупар Поль. Вера Католической Церкви. Москва: Центр по изучению религий, 1992.
(с) Центр по изучению религий, перевод, 1992.

Исповедание веры Папы Павла VI*

Краткое изложение современного католического вероучения. Текст перепечатан с книги: Пупар Поль. Вера Католической Церкви / пер. Г.В. Вдовиной. М.: Центр по изучению религий, 1992. На русском языке. (с) Центр по изучению религий, перевод, 1992.